Все автомобили »
Nissan Patrol (Ниссан Патрол)
.
4.1.5 Обслуживание головки цилиндров
Обслуживание головки цилиндров
Снятие и установка
|
Для выполнения описываемых ниже процедур понадобится следующее специальное оборудование: инструмент для сжатия клапанных пружин, микрометр и измеритель плоскостности (ребро стальной линейки).
|
Снятие
|
Головка цилиндров в принципе может быть снята в сборе с впускным трубопроводом и выпускным коллектором, однако ввиду значительности массогабаритных характеристик такой сборки составители данного Руководства рекомендуют придерживаться изложенного ниже порядка выполнения процедуры.
|
Установка
Установка производится в обратном порядке.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Удостоверьтесь в абсолютности чистоты сопрягаемых поверхностей блока и головки цилиндров, - на них не должно оставаться заусениц, задиров и следов материала старой прокладки.
|
- Проверьте головку цилиндров на наличие деформаций, для чего измерьте величину ее неплоскостности по диагонали и вдоль сопрягаемой поверхности (воспользуйтесь измерителем плоскостности (ребро стальной линейки) и щупом лезвийного типа - см. сопроводительную иллюстрацию). В случае выявления признаков деформации головку следует проточить, приведя ее состояние в соответствие с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), либо заменить.
|
- Аналогичным образом проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности блока цилиндров. Выполните необходимый ремонт (проточка), либо замените блок.
- Уложите новую прокладку головки на блок двигателя, проследив за правильностью совмещения ее отверстий с направляющими штифтами и рабочими отверстиями в блоке.
- Установите на блок головку цилиндров, слегка смажьте маслом резьбы болтов и шайбы и вверните крепеж.
|
Шайбы должны устанавливаться фасками к головкам болтов.
|
- Свободно вверните передние болты головки.
- Затяните основные крепежные болты в порядке, показанном на иллюстрации по следующей схеме:
- На первом этапе затяните болты (основные) с усилием 29 Нм;
- Далее затяните их с усилием 78 Нм;
- Полностью ослабьте болты в обратном порядке;
- Вновь затяните их с усилием 29 Нм;
- Затяните болты с усилием 64 ÷ 74 Нм, либо (что предпочтительнее) с помощью угломера еще на 69° ÷ 70°.
- Затяните передние болты головки с усилием 6.4 ÷ 7.5 Нм.
- Установите на место сборку коромысел и штанги толкателей, а также впускной трубопровод и выпускной коллектор.
- Запустите двигатель и проверьте его на утечки.
|
|
Разборка головки цилиндров
|
Выполнение капитального ремонта головки цилиндров требует использования специального оборудования. Приобретение или аренда такого оборудования обычно оказываются экономически невыгодными при ремонте лишь одной головки. Ввиду вышесказанного целесообразно будет поручить выполнение капитального ремонта головки цилиндров специалистам мастерской дилерского отделения компании-производителя автомобиля, либо станции техобслуживания. В некоторых фирменных мастерских можно на обменной основе приобрести сменную восстановленную головку, что позволяет значительно сократить время простоя автомобиля.
|
Чистка и проверка состояния головки и ее компонентов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Тщательно очистите клапаны и отбракуйте дефектные (с прогарами, трещинами и деформацией стержней).
- Осторожно удалите скопившиеся отложения с приемных и выпускных портов головки, стержней клапанов и их направляющих втулок. Постарайтесь не повредить сопрягаемые поверхности.
- Очистите сопрягаемую поверхность головки, каналы водяной рубашки, опору и гнездо установки термостата.
- Вымойте головку цилиндров в керосине, промойте водой из шланга, затем тщательно просушите во избежание развития коррозии.
|
- Вставьте каждый клапан в свою направляющую втулку. Поднимите клапан так, чтобы торец его стержня выступал на 30 мм. Закрепите циферблатный измеритель таким образом, чтобы его плунжер упирался в образующую поверхность хвостовика стержня клапана (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
|
- Покачайте клапан вперед-назад параллельно плоскости расположения коромысла. Если измеритель зафиксирует ход свыше 0.2 мм, замерьте внутренний диаметр направляющей втулки и наружный диаметр стержня клапана при помощи микрометра (см. сопроводительную иллюстрацию). Сравните результаты измерений с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), в случае необходимости замените изношенные компоненты. Повторите процедуры для всех клапанов.
|
|
Так как для снятия и установки направляющих втулок головку требуется прогреть до температуры 150° ÷ 160° С, а сами втулки после установки грамотно развернуть, выполнение этой работы желательно поручить специалисту.
|
- Замените все сферические заглушки (выжимные пробки водяной рубашки) головки цилиндров, исправность состояния которых вызывает сомнение.
- Проверьте плоскостность сопрягаемых поверхностей головки и блока цилиндров (см. подраздел
Снятие и установка). В случае необходимости проточите поверхности или замените не подлежащие восстановлению компоненты.
- Проверьте исправность функционирования термостата.
|
|
Восстановление рабочих поверхностей тарелок и седел клапанов
|
Данную работу должен выполнять квалифицированный механик, имеющий в своем распоряжении специальные инструменты. Составители данного Руководства рекомендуют поручить ее специалистам мастерской автосервиса.
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Проточите тарелку каждого из клапанов под оговоренным нормативами углом (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства). В случае необходимости сточите стержень клапана на плоскость, однако не снимайте более 0.2 мм материала. Если ширина цилиндрической части образующей поверхности тарелки (поясок) выходит за нижний допустимый предел, клапан подлежит замене.
|
1 — фаска седла
2 — поясок тарелки клапана
3 — стержень
4 — канавка под сухари разрезного замка |
- Проверьте прямизну стержня клапана. В случае выявления чрезмерного изгиба также замените клапан.
- При проточке седел клапанов обязательно оснащайте резец специальной направляющей. В результате обработки должна быть получена гладкая неразрывная рабочая фаска.
- Чрезмерно изношенные седла подлежат замене.
- По завершении обработки седел ширина их рабочих фасок должна соответствовать нормативным требованиям, которые различны для впускных и выпускных клапанов (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
- Для проверки развитости пятна контакта смажьте рабочую поверхность тарелки клапана берлинской лазурью, затем установите клапан в головку и повращайте, прижав к седлу. После отрыва тарелки клапана на рабочей фаске седла должно образоваться равномерное неразрывное кольцо, коаксиальное оси седла. Проверьте аналогичным образом качество обработки всех клапанов/седел.
|
|
Проверка состояния клапанных пружин
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Измерьте свободную длину клапанных пружин. Сравните результаты измерений с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
- Проверьте пружины на наличие признаков деформации.
- Если специального диагностического инструмента под рукой не имеется, сравните длину нагруженной пружины с таковой для новой пружины. Для этого уприте пружины торцами друг в друга, проложив между ними плоскую пластину или шайбу, затем сожмите сборку в тисках. После сведения губок тисков приблизительно на 13 мм длина исправной пружины не должна отличаться от длины новой более чем на 5%. В случае необходимости замените пружину.
|
|
Сборка головки цилиндров
Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Перед началом сборки удостоверьтесь в абсолютности чистоты портов и клапанных седел - на их поверхностях не должно оставаться никаких следов посторонних материалов. Слегка смажьте маслом направляющие втулки клапанов и установите седла пружин.
- При помощи отрезка подходящей трубки посадите на направляющие втулки маслоотражательные колпачки стержней клапанов. Глубина посадки должна быть соблюдена с максимальной точностью (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
1 — маслоотражательный колпачок
2 — направляющая втулка
3 — седло пружины
4 — головка цилиндров |
- Смажьте стержни клапанов и введите их в соответствующие направляющие втулки.
- Наденьте на стержень клапана пружины и их тарелку, проследив за тем, чтобы пружины оказались обращены витками с укороченным шагом в сторону головки. Сожмите сборку при помощи специального инструмента.
- Установите в канавку на стержне сухари разрезного замка и отпустите инструмент. Слегка обстучите торец стержня молотком для усадки сухарей в канавке.
- Повторите процедуру для оставшихся клапанов. Установите головку на блок цилиндров.
|
|
|