Все автомобили »
Nissan Patrol (Ниссан Патрол)
.
14.0 Бортовое электрооборудование
Бортовое электрооборудование
Простейшее диагностическое оборудование и примеры его применения
Как изготовить лампу-пробник
Лампа-пробник накального типа
При обслуживании систем электрооборудования лампа-пробник является наиболее эффективным инструментом для проверки наличия проводимости находящегося под нагрузкой контура.
Простейшую лампу-пробник можно изготовить из пары отрезков 4-миллиметровой проволоки, пары зажимов типа “крокодил” и оборудованного двумя контактами патрона и 1-нитевой лампы, рассчитанной на напряжение питания в 12 В с 2-контактным цоколем (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
1 — провода
2 — патрон
3 — зажим
4 — лампа |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Зачистите провода с обоих концов на удобную длину.
- Припаяйте к одному из концов каждого провода зажимы типа “крокодил”.
- Противоположные концы проводов подсоедините к клеммам патрона, проследив чтобы они не соприкасались между собой и с корпусом патрона.
- Установите лампу цоколем в патрон.
- Для проверки исправности функционирования сборки подключите зажимы к клеммам 12-вольтовой батареи. Лампа должна при этом загореться.
|
|
Лампа-пробник на светодиоде
Использование лампы-пробника обычного типа (с нитью накала) для проверки наличия проводимости в цепях, включающих в свой состав электронные компоненты может привести к выходу таких компонентов из строя вследствие протекания через них достаточно высокого тока. Составители данного Руководства рекомендуют использовать в таких случаях лампу-пробник на базе светодиода (LED).
Простейшая лампа-пробник на светодиоде может быть изготовлена из отрезка 3-миллиметровой проволоки подходящей длины, зажима типа “крокодил”, светодиода и резистора 1/4 Вт, 560 Ом. Кроме того понадобится кожух, который достаточно просто изготовить из старой шариковой ручки и тонкого металлического стержня (отрезка проволоки), заостренного с одного конца. Проследите, чтобы подсоединение анода и катода светодиода было сделано в точности как показано на иллюстрации.
|
1 — клей
2 — светодиод
3 — катод диода
4 — анод диода
5 — корпус авторучки
6 — провод
7 — резистор
8 — щуп (заостренный металлический стержень)
9 — зажим |
|
При использовании лампы-пробника на светодиоде следует помнить, что диод пропускает ток только в одном направлении, следовательно лампа будет функционировать лишь в том случае, если зажим провода будет подсоединен к отрицательной стороне контура, а щуп - к положительной.
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Припаяйте отрезок провода к катоду светодиода (катодная клемма заметно короче находящейся по соседству с ней на торце диода анодной).
- К аноду припаяйте резистор на 560 Ом.
- Впаяйте коротки отрезок провода между резистором и щупом.
- Просверлите отверстие в стенке корпуса авторучки и выпустите в него идущий от катода провод.
- При помощи клея закрепите щуп в корпусе авторучки, протолкнув его конец в нижнее отверстие.
- К выпущенному через боковое отверстие катодному проводу подпаяйте зажим типа “крокодил”.
- Светодиод можно закрепить в пробке, плотно входящей в верхнее отверстие корпуса авторучки. Для наблюдения за диодом в пробке должно быть проделано смотровое отверстие.
|
|
Как изготовить провод-перемычку
При диагностике неисправностей компонентов систем электрооборудования весьма полезно оказывается иметь под рукой провод-перемычку.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
- Зачистите с обоих концов подходящий по длине отрезок 4-миллиметрового провода.
|
- Подсоедините к обоим концам провода зажимы типа “крокодил” (подпаяйте их, либо закрепите в клеммах винтами). Примеры проводов-перемычек различной длины показаны на сопроводительной иллюстрации.
|
- Проверьте провод перемычку на наличие проводимости, для чего отсоедините один из проводов от батареи и подсоедините между клеммой батареи и наконечником провода провод-перемычку. Включите зажигание, - при этом должны исправно загореться контрольные лампы на панели приборов.
- Снимите провод перемычку и восстановите исходное подключение батареи.
|
|
|
Лучше всего изготовить заранее несколько проводов-перемычек различной длины и с зажимами различного типа.
|
Проверка исправности выключателей
Если имеются сомнения в исправности функционирования выключателя, отсоедините от него электропроводку и при помощи лампы-пробника проверьте ее на наличие питания. Если выключатель включен в контур зажигания, для проверки придется повернуть ключ в положение ON.
Определив цвет и местоположение силового провода отсоедините от него лампу-пробник, возьмите подходящий провод-перемычку и подсоедините его между силовым проводом выключателя и проводом с противоположной его стороны. Если контур в порядке, следует заменить выключатель.
Проверка исправности ламп
При подозрении на отказ лампы извлеките ее из патрона, затем подсоедините один конец маленького провода-перемычки к положительной клемме исправной батареи, а второй его конец - к язычку на стенке цоколя лампы.
Один конец второго провода-перемычки подсоедините к отрицательной клемме батареи, второй прижмите к контакту лампы. Исправная лампа должна загореться.
Если лампа оборудована двумя нитями накала, прижмите конец провода-перемычки ко второму контакту лампы. Лампа также должна загореться. Неисправную лампу следует заменить адекватной ей по потребляемой мощности и номинальному напряжению питания.
Проверка исправности электрической цепи
Если имеются подозрения на отказ электрического контура, подайте на него напряжение, включив соответствующие тумблеры и выключатели.
Рассоедините какие-либо из клемм контура и подсоедините один из проводов лампы-пробника к силовой, или обращенной к выключателю стороне обесточенной цепи. Второй провод лампы-пробника подсоедините к массе автомобиля (какому-нибудь винту или болту на шасси, кузове или блоке двигателя). Если лампа не горит, проверьте контур ближе к источнику питания или выключателю.
Если лампа загорается, продолжайте выполнять проверку, продвигаясь в сторону потребителя электроэнергии (мотора, лампы и т.п.).
|
Наиболее оптимальной точкой начала проверки цепи является клемма предохранителя. Не забывайте каждый раз, переходя к следующему участку цепи восстанавливать исходное подсоединение предыдущего разъема/клеммного соединения.
|
|